Этот праздник на Руси издавна считался своеобразным днем молодежи и отмечался он в следующее за Пасхальным воскресение. Красная горка является одним из тех древнерусских праздников, которые после крещения всея Руси народ увековечил в христианском культе, чтобы не потерять такую удивительную и самобытную традицию. У христиан Красная горка перекочевала в Фомину Пасху - дата, известная в народе как день Фомы Неверующего, и приурочена эта дата апостолу Фоме, который не уверовал в божественность Христа, пока не увидел собственными глазами сигматы распятия на теле представшего пред ним воскресшего учителя.
В языческой Руси ознаменованию Красной Горки сопутствовал особо колоритный обряд, от которого и произошло его поэтическое название. В этот день славяне возвеличивали приход весны с восходом красного солнца. Едва пригревало теплом, народ прославлял языческого Дажбога, встречая рассвет на холмах и пригорках, которые раньше других освобождались от снега. В разных селениях праздник Красная Горка происходил немного в разное время, но всегда и везде весной - поскольку верховный смысл традиции упирался в начало нового цикла возрождения природы, астрологического весеннего равноденствия. Начало праздника язычники определяли по лунному календарю - следующий за весенним новолунием период времени года означал приход весны. Сегодня чествование Красной Горки и языческого Дажбога уступили место Пасхе, Христову Воскресению, и проводятся в следующее за ним воскресение.
В некоторых местностях Красную Горку устраивали и продолжают отмечать вплоть до 22 апреля по старому стилю (6 мая по новому). Сегодня этот обряд завершает Юрьев день (день Георгия-Победоносца), или день теплого Егория, который считается пастушичьим праздником или Лельником. С приходом красной весны заготовленные впрок корма были на исходе, снег таял все быстрее, обнажая сначала пригорки, а потом и долы, появлялись первые куртины зеленой травы, и крестьяне начинали выгон скота на пастбища. С Красной Горки берет свое начало традиция празднования проводов зимы.
Красная Горка полюбилась за то, что с появлением первого теплого солнышка молодежь выходила греться на пригорки. Девушки становились в круг и водили хороводы с песнями, зазывающими весну. Поскольку в древности язычники еще не устраивали храмов, все обряды проводили под открытым небом. До наступления сельскохозяйственных работ еще было много времени, поэтому красные девицы и бабы собирались на подсохших холмах, складывали свои приношения и устраивали пляски от зари до глубокой ночи, разводя костер. Красная Горка и после крещения Руси считается своеобразным праздником невест: великий пост окончен, пора орать и сеять еще не пришла, едва-ли найдется лучшее время для обручений, венчаний и свадеб.
На Красную Горку особенно бойко шло сватовство: на весенние игры и пляски собирались все до единого юноши и девушки, никто не засиживался дома. В те далекие времена существовала примета: если просидеть Красную Горку дома, то парню достанется рябая невеста, а девушка или не выйдет замуж вовсе, или муж попадется захудалый. Между тем, на гуляньях выбирали самую красивую невесту - Лелю или Лялю (в значении куколку), украшали ее зеленью и цветами с головы до пят. Миловидная молодая девица символизировала собой весну. У ее ног клали сплетенные венки и яства, вокруг нее водили хороводы и парни, и девушки, а по окончании гуляний Леля угощала всех из своих рук. Ярким примером фольклора, прославляющего в Красную Горку плодородие и обручение женихов и невест, стала пьеса «Снегурочка» А. Н. Островского. А старинная древняя мудрость гласила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется».